Публикации - Пресс служба

Россия. Минэкономразвития РФ подготовило законопроект о государственно-частном партнерстве. Документ определяет ГЧП как «взаимовыгодное сотрудничество» региональных властей и инвесторов ради привлечения частных инвестиций, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на источник в министерстве. Согласно документу, основа партнерства — соглашения о ГЧП. Порядок их заключения и условия установят сами регионы в своем законодательстве.

Согласно законопроекту, инвестор обязуется за свой счет построить или реконструировать объект, а затем эксплуатировать, не изменяя его назначения, государство в свою очередь предоставляет имущество, земельный участок и оказывает поддержку.

Между тем в списке объектов, развивать которые компаниям позволено в партнерстве с государством, нет ЖКХ.

«Потребность в проектах ГЧП именно в коммунальной сфере острее, чем в других секторах. ЖКХ наравне с транспортом — две отрасли, где механизмы ГЧП были бы наиболее эффективны», - говорит партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов.

Он уточняет, что и чиновники, и бизнесмены, которых опрашивала компания, называли ЖКХ одной из приоритетных отраслей для ГЧП.

Более того, по данным Центра развития ГЧП, одна пятая всех нынешних партнерств государства и бизнеса приходится именно на эту отрасль - сейчас в России 52 действующих проекта ГЧП в коммунальной сфере общей стоимостью около 370 млрд руб. Среди проектов — обновление котельных и теплосетей, строительство очистных сооружений и мусорных полигонов.

Правда, действующих проектов новый закон не коснется. ЖКХ — один из приоритетов в развитии ГЧП, но механизм не может быть отрегулирован в этом законе, готовятся отдельные поправки в законы о концессиях и о водоснабжении, уточнил замминистра экономического развития Сергей Беляков.

«В основном коммунальные проекты реализуются как раз на основе концессий, берешь старую котельную, делаешь ее новой, в тарифе появляется пропорциональная составляющая, и ты спокойно много лет получаешь деньги», - цитирует издание слова топ-менеджера одной из компаний, участвующих в ГЧП.

Эта возможность останется и после принятия нового закона.

По словам предпринимателя, проекты ГЧП в ЖКХ просто не окупятся из-за ограничений в тарифе, государству проще самостоятельно взять кредит, ведь банки будут готовы дать средства под 11-13% годовых, а частные партнеры рассчитывают на доходность около 20%.

Комментарий представителя Общественной палаты Светланы Разворотневой

«Это довольно странное решение, поскольку государственно-частное партнерство в последние два года было объявлено государством как главный механизм решения проблем ЖКХ. В 2010 году была принята концепция Федеральной целевой программы «Модернизация ЖКХ». Все ждали принятия этой самой программы и бюджетного финансирования, но государство вдруг сказало, что денег не будет, а модернизировать ЖКХ помогут частные инвестиции. И бизнес действительно пошел в «коммуналку», особенно в больших городах. Поскольку у такой деятельности, как правило, небольшие объемы, то и с кредитами проблем не бывает, и механизмы возврата средств предельно ясны. Вместе с тем, до настоящего времени существует множество законодательно не урегулированных нюансов. Они «тормозят» приток частных инвестиций в ЖКХ. Закон о государственно-частном партнерстве мог бы ликвидировать большинство юридических пробелов, отпугивающих бизнес от жилищно-коммунального сектора. Вместо этого, государство фактически планирует обнулить те скромные достижения, которые появились в последние годы. Иными словами, государство отказывается привлекать частных инвесторов в ЖКХ, но при этом также не желает самостоятельно финансировать модернизацию сектора.

Общественная палата возьмет на экспертизу законопроект о ГЧП, подготовленный Минэкономразвития, как только он будет внесен в Госдуму».

Источник: Ведомости, Общественная палата, "Вода Magazine"

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить